График, книжный оформитель, иллюстратор
ТРОЯНКЕР Аркадий Товьевич – график, книжный оформитель, иллюстратор.
Род. в 1937 г. в Москве.
Окончил Московский полиграфический институт в 1964 г. Учился у А.Д. Гончарова и В.Н. Ляхова. Входил в группу единомышленников (Ю. Курбатов, М. Жуков), создававших новые подходы к оформлению книги (рационалистическая эстетика, технический дизайн, визуализация восприятия книги).
Работал в книжном и журнальном дизайне.
Более подробная творческая биография художника имеется на сайте Высшей академической школы графического дизайна. В нашей статье использован материал из фондов Музея книги Высшей школы печати и медиаиндустрии (бывш. МПИ, МГАП, МГУП им. Ивана Федорова) Московского политехнического университета.
Из статьи А.Т. Троянкера «Разговор об иллюстрации»// Иллюстрация:[Сборник статей и публикаций] – М.: Сов. художник, 1988. – 416 с., ил. – (галерея искусств).
– Разные типы изданий испытывают разную меру нужды в иллюстрации. Кроме творческих вопросов она вызывает к жизни и иные проблемы: технологические, материальные. Ведь иллюстрация – дорогое удовольствие и возможна лишь в книге дорогой. Естественную потребность в ней испытывает, без сомнения, книга детская, юношеская. Иллюстрация-толкователь, иллюстрация- рассказчик нужна только неискушенному читателю. Она может стать и помехой. Однако мы имеем колоссальную, монументальную традицию иллюстрирования книги. Вообще же иллюстрация не может и не должна претендовать на адекватность литературному произведению, хотя испытание высокой литературой важно для каждого художника /с.80/.
– Мне близки и понятны современные принципы иллюстрирования, создающие оттенки восприятия, дающие толчок к переживанию. Все, что сказано, относится к иллюстрации – «картинке», но в книге возможна и иллюстрация – украшение, иллюстрация – убранство. Это – все то, что непосредственно, физически соседствует с текстом. Это как бы бесспорные элементы книги. Их набор регламентируется типом издания, издательским замыслом. Они же дают мощный визуальный импульс для восприятия литературы. Культура художника-книжника для меня заключается в возможности нахождения им способа сосуществования иллюстрации и текста. Ведь сам текст может жить и без иллюстраций. Задача художника – создание книги как предмета, сублимирующего все достижения современной ему культуры.
– Иллюстрация может иметь множество жанров, форм, подходов. Это не исключает ее традиционных форм. Каждый тип издания и конкретная книга вызывают к жизни свою структуру. Иллюстрация задумывается в издательстве и находит воплощение в работе художника. Технология, к которой необходимо обратиться, стилистика «почерка» художника, его пристрастия – вот основные аспекты, которые учитываются при выборе художника. Пример тому – книга «Вавилонская поэзия», сделанная В. Тереховым. В издательстве «Книга» постепенно вырабатывался ее замысел, исходя из которого был выбран художник со скульптурным даром. Затем уточнялись стилистика книги, мера скульптурности иллюстрации и т.д. Ведь это должен был быть рельеф, условно сохраняющий толщину бумаги, словно превращающейся в барельеф /…/ Сегодня проблема иллюстрации – это проблема взаимоотношений и взаимосвязей всего издательского процесса и художника /с.81/.
– Попытки новой, небанальной, с точки зрения структуры, иллюстрации относятся еще к началу нашего века. Но и в них главное – не в проблеме индивидуального стиля, пластики. Сегодня же книга рождается на уровне очень сложных многоаспектных взаимодействий, требует нового отношения к себе. Она – результат коллективного творческого процесса. Это отношение – результат «конструктивной» волны 60-х-70-х годов, поставившей вопрос об ответственности художника за окончательное содержание, ценность и цельность издания.
– Самой привлекательной чертой современной иллюстрации могу назвать стремление художников осознать и создать книгу как некую сложную многоструктурную пьесу. Художники творят своеобразные версии, книжные постановки или драматические переложения. Именно так я воспринимаю книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо», сделанную Н. Поповым.
– Всех людей, связанных с книгой, она объединяет как предмет, вбирающий в себя все социально-культурные и социально-этические представления времени. Быть может, поэтому долг каждого художника – понимание своего места в книге, умение найти меру своего присутствия в ней. Однако сегодня же мы обнаруживаем резкую нехватку людей, совершенных в прикладном рисовании. Я имею в виду традиционные книжные формы графики – политипаж, заставка, концовка, культура которых может быть утрачена. Этого нельзя допустить. Книга всегда остается книгой /с. 82/.
А.Т. Троянкер. Оформление и макет издания (монография и несколько альбомов с подробными комментариями) одного из лучших специалистов советского периода в области русской средневековой живописи (иконописи) В.Н. Лазарева «Русская иконопись. От истоков до начала XVI века». М.: «Искусство», 1983.